Профилактика респираторных заболеваний.
Уровень заболеваемости детей и взрослых острыми респираторными заболеваниями в настоящее время остаётся высоким. Особенно остро эта проблема стоит в детских организованных коллективах. При длительном пребывании даже практически здоровых детей в закрытых помещениях увеличивается общая обсемененность воздуха микроорганизмами.
Некоторые растения служат фильтром для вредных веществ, действуя как «зелёная печень». Они могут аккумулировать из атмосферы большинство поллютантов, особенно соединения серы, азота, углерода, формальдегида, фенольные соединения, некоторые металлы и использовать их как источник макро- и микроэлементов для построения ряда структурных и функциональных систем. В большинстве случаев – это тропические растения, обладающие повышенной воздухоочистительной способностью в связи с эколого-биологические способности:
· Быстрорастущие растения с большим количеством устьиц на листьях, например, фикус Бенжамина;
· Растения, которые размножаются вегетативно при помощи «деток», например, хлорофитум хохлатый.
· Растения – эпифиты, которые имеют специальные воздушные корни, например, некоторые орхидеи, или особые чешуйки – трихомы на листьях, например, некоторые бромелиевые.
Фикусы эффективно очищают воздух в квартире от ядовитых формальдегидов, причём они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты. Установлено так же, что фикусы успешно отфильтровывают из воздуха и другие ядовитые вещества, например, продукты испарения бензола, трихлорэтилен, пентахлорфенол.
Хлорофитум – известное неприхотливое комнатное растение. Полагают, что оно очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Результаты подтвердили, что хлорофитум имеет выраженную способность поглощать газы. Было установлено, что одно растение среднего размера с ампельными побегами, заканчивающимися детками с воздушными корнями, может полностью нейтрализовать первичную концентрацию ксенобиотиков толуола и бензола (437 – 442 мг/м3) через 216 часов.
К возможным факторам риска экспертами Всемирной организации здравоохранения причислены электромагнитное и ионизирующее излучения дисплеев, электростатическое поле, шум, ультрафиолетовое излучение экрана. Растения могут снимать статическое электричество. Например, если к растению поднести наэлектризованную эбонитовую палочку, то произойдёт разряд. Сотрудник института экологии человека и гигиены и окружающей среды к.б.н. Л.М. Тешкеева рекомендуется для снятия статического электричества регулярно проводить влажную уборку своего рабочего места, использовать растения или установить на рабочем столе маленький аквариум. Следует уточнить значение для этих целей широко разрекламированного кактуса. Кактус не поглощает излучение – это ему не нужно!!! Электромагнитное поле, которое создаёт вокруг себя компьютер, а так же любые электробытовые приборы для нас куда более привычно, чем для кактуса. Однако, как объясняют физики, иголки – «приёмники» кактуса могут брать «заряды» электростатического поля, но иголки в этом случае должны быть мокрыми. Однако, частый полив и опрыскивание принесут кактусам вред!
Исследование, проведённое мной в школе №2, в которой мы учимся, показало, что большинство фионцидных растений находится на втором этаже в кабинетах 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, где располагаются кабинеты классов начальной школы. Это свидетельствует о том, что дети 1-5 классов более защищены от острых респираторных заболеваний, чем ученики средней школы, кабинеты и имеют меньшее количество фитонцидных растений.
Мною было установлено, что на третьем этаже значительно меньше фитонцидных растений, а в некоторых кабинетах, как в кабинете № 309, их просто нет. А ведь именно здесь они будут как нельзя кстати, так как там находятся кабинеты таких сложных предметов, как математика, история, информатики. Правда, я заметила, что много растений в кабинете №307, но опять – таки мало растений с ярко выраженной фитонцидной активностью. Однако недавно в этом кабинете поставили аквариум, что немаловажно. В кабинете информатики особенно необходимы растения потому, что там стоят компьютеры, при работе которых улучшается фитонцидная активность.
Зато много растений на четвёртом этаже, особенно в кабинете № 402 (в кабинете биологии) очень много хлорофитумов, две бегонии, один папоротник и даже есть аквариум, что свидетельствует о том, что в этом кабинете хорошая экология.
В целом, мне кажется, что количество растений в нашей школе следует увеличить, особенно на третьем этаже. Это поднимет настроение учащихся, повысит успеваемость и работоспособность.