Представления древних и средневековых философов
Общий уровень знаний в древнем мире был невысок,
и господствовавшие в то время представления отличались
своей фантастичностью. Особенно это относится к такому
явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (
V
в. до н. э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный ученый, как Аристотель (
IV
в. до н. э.), высказывал аналогич
ные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание спо
собов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возможной способность возникновения из мертвых остатков живых существ или из неорганических веществ. Например, вшам Аристотель приписывает происхождение из мяса, клопам — из соков тела животных, а дождевым червям — из ила прудов.
Взгляды на происхождение жизни в средние века следу
ет также расценивать как следствие невежества, которое по
мере накопления положительного знания уступало место бо
лее правильным представлениям. Однако, поскольку авто
ритет Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного зарождения господствовала в умах
длительное время и направляла средневековых алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого
вещества в живую материю. Сюда относятся рецепты при
готовления мышей из пшеницы при помощи «фермента»,
исходящего от грязной рубашки; приготовление человека
из гниющих жидкостей человеческого тела — мочи и кро
ви, а также многие другие.
В более позднее время открытие микроскопа расширило
представления о строении организма и показало сложность
строения таких, например, существ, как насекомые, кото
рые до того причислялись к простейшим организмам. Соот
ветственно этому была взята под сомнение и сама возмож
ность их зарождения из неживого.
Первые опыты в этом направлении принадлежат италь
янскому ученому Ф. Реди (середина
XVII
в.). Он покрыл
кисеей, не ограничивающей доступ воздуха, мясо и показал,
что при этом на мясе не появляется личинок мясной мухи,
которая обычно откладывает оплодотворенные яйца на
гниющем мясе. Таким образом, и для этих насекомых ока
зался справедливым принцип «все живое — из живого».
Чрезвычайно важны в этом отношении взгляды английско
го ученого В. Гарвея (
XVI
в.). Ему принадлежит большая ра
бота по размножению, в которой он провозгласил принцип
«все живое
— из яйца». Правда, и Гарвей отдал дань пред
ставлениям своей эпохи, допуская возможность самозарож
дения для таких животных, как насекомые или черви.
С другой стороны, благодаря микроскопу было откры
то существование огромного числа мельчайших живых су
ществ, организованных еще проще, чем насекомые, черви и другие из ранее известных животных. К этому следует
добавить еще микроорганизмы, в огромных количествах
заселяющие растворы органических веществ. Все эти об
стоятельства благоприятствовали тому, что идея самозаро
ждения получила кажущееся подкрепление.
Среди работ этого направления следует отметить первые по времени экспериментальные исследования ирландского священника Д. Нидгема (1748), который закупоривал колбы, наполненные питательным раствором, и подвергал их нагреванию на тлеющих углях. Высокая температура, по мнению автора, должна была убить все зародыши, которые могли бы проникнуть в колбу извне. Тем не менее спустя несколько дней в колбах в изобилии появлялись микроорганизмы, что служило для Нидгема неопровержимым доказательством их зарождения из неживой материи.
1 2