Тканевое клонирование.
Что касается этической стороны, то тут клонирование человека вызывает ещё больше возражений. Во-первых, становление человека как личности базируется не только на биологической наследственности, оно определяется также семейной, социальной и культурной средой. При клонировании индивида невозможно воссоздать все те условия воспитания и обучения, которые сформировали личность его прототипа. Во-вторых, при бесполом размножении изначально жёсткая запрограмированность генома предопределяет меньшее разнообразие взаимодействия организма с окружающими изменчивыми условиями среды. В-третьих, практически все религиозные учения настаивают на появлении человека на всет – в “руках” высших сил, что зачатие и рождение должны происходить естественным путём.
В итоге говорить о клонировании человека мы можем говорить лишь с сугубо теоритической точки зрения. В сущности речь идёт даже не о клонировании, а о получении копии отдельного индивида, поскольку термин клонирование предполагает получение некоего множества особей. Очевидно, что сегодня вероятность отрицательных последствий этой процедуры значительно превышает её выгоды, поэтому работы по клонированию человека как в настоящее время, так и в ближайщём будущем проводить нецелесообразно, так как переносить ещё нерешённую методически научную работу на опыты с человеком безнравственно. Поэтому Федерация научных экспериментальных обществ биологов США в октябре 1997 года объявила пятилетний мораторий на эксперименты по клонированию человека.
Когда же услвершенствуется метод клонирования и мы сможем клонировать человека, то проблема клонирования должна будет регламентироваться строгими рамками и правилами, касаясь возможно только медицинских проблем, скажем непреодолимого бесплодия.