Кружки
Среди внеклассных занятий по биологии главное место занимает кружок юных натуралистов как основное ядро при организации всех других мероприятий.
В школьной практике нередко считают всевозможные работы по биологии, выполняемые группой после уроков, юннатскими занятиями, хотя они большей частью являются внеурочными.
Цель кружка юных натуралистов – заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию научного мировоззрения.
Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному плану, с добровольным, но постоянным составом участников.
В практике школ имеются: в начальной школе – общий юннатский кружок, а в средней – специальные поклассные кружки: в 6 классе – кружок юных ботаников; в 7 классе – кружок юных зоологов; в 8 классе – кружок юных физиологов; в 9 – 11 классах – кружок юных биологов, хотя все они называются юннатскими кружками.
Такое распределение диктуется уровнем знаний, приобретенных по курсу, и разницей в возрасте учащихся. Интересы же учащихся (за малым исключением) постоянны: они возникают при изучении одного из курсов, а затем сменяются новыми. Конечно, между всеми кружками должна быть связь, преемственность в работе и кооперация при совместном проведении массовых мероприятий и общественно полезной работы. Однако нередко учащиеся старших классов продолжают заниматься ботаникой и зоологией в соответствии со своими интересами.
Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе биологическим курсам, с одной стороны, дает возможность более углубленно познать тот или иной из них и, с другой стороны, использовать результаты некоторых опытов на уроках.
Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания. Нередко учителя ставят условиями приема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину. Однако опыт лучших учителей показывает: в результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться биологией, а учащиеся с плохим поведением – вести себя значительно лучше.
В кружке важно сочетать индивидуальную самостоятельную творческую и ответственную работу каждого учащегося с работой коллективной, общественной.
Работа кружка поэтому организуется таким образом, чтобы учащиеся воспитывались в совместном коллективном действии, в общем стремлении к одной цели, чтобы у них развивались коллективистские, общественные навыки. «Правильно воспитывать коллектив – это значит окружить его сложной целью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день»,- говорил А. С. Макаренко.
Учитывая психологию учащихся 6, 7 классов, нельзя ставить им отделенные по времени цели или занимать их однообразной работой. Однообразная работа не годится и для учащихся старших классов, хотя поставленные цели могут быть более отдаленными.
Количество учащихся в кружке обычно не превышает 15 – 20 человек. Если желающих больше, то организуют две группы, занимающиеся в разное время. Занятия с кружком лучше проводить, как показал опыт многих школ, один раз в неделю или два раза в месяц.
Занятия кружка следует строить по общим темам, включающим различные экспериментальные работы и знакомство с литературой, применяя разнообразные методы как индивидуальной, так и коллективной работы.
Изучив в 8 классе раздел «Обмен веществ и энергии» (учебник Д. В. Колесова, Р. М. Маша, И. Н, Беляева), на занятиях кружка учащиеся могут изучить биохимический состав плодов калины, роль содержащихся эелемнтов в обмене веществ организма в процессах пищеварения и кровообращения; их использование и переработку. В качестве примера приведем конспект заседания кружка на тему: «Изучение биохимического состава калины, способы ее переработки и использование» (Приложение 1).
1 2