Факультативы
Большое практическое и мировоззренческое значение имеет знание учащимися генетики, селекции, молекулярной биологии. Однако нет необходимости более полно раскрывать эти вопросы в основном курсе. Изучение факультативного курса по генетике для интересующихся учащихся дает возможность глубоко познать теорию гена, основные генетические закономерности и их молекулярно – цитологические основы, показать прикладной характер генетических знаний: значение генетики для развития учения об онтогенезе, эволюции, экологии, селекции. Изучение курса убеждает школьников в огромном значении экспериментальных исследований для развития теоретических положений генетики, позволяет ознакомиться с этапами познания генетических явлений и убедить их в познаваемости живой природы. В то же время целесообразно при изучении данного курса усилить внимание к практическим знаниям, более обстоятельно рассмотреть вопросы селекции, генетики популяций, значение этих знаний для практики. Не менее важна роль этого факультатива в гигиеническом воспитании учащихся, в раскрытии генетики человека, вредного влияния алкоголя, никотина, наркотиков на генотип человека.
Трудно переоценить значение экологически знаний для осознания учащимися практической, ценностной, эстетической роли живой природы в жизни человека, в развитии общества. Факультативные курсы по экологии «Охрана природы», «Введение в экологию», «Основы биогеоценологии» в тесной связи с основным предметом дают возможность учащимися глубоко усвоить знания теоретических основ охраны природы, овладеть практическими умениями по изучению численности популяций, выявлению факторов, вызывающих резкие колебания их численности, а также вооружить школьников умениями разрабатывать мероприятия по охране популяций, видов, биогеоценозов.
Всю группу факультативных курсов по биологии можно рассматривать как систему, обеспечивающую углубленную теоретическую и практическую подготовку по наиболее важным биологическим проблемам, имеющим большое значение для подготовки учащихся к трудовой деятельности. В то же время развитие биологической науки и народного хозяйства требует разработки факультативного курса прикладного характера по биотехнологии. Эта отрасль производства развивается бурными темпами, и в ближайшие годы будет играть большую роль в народном хозяйстве. Она будет нуждаться в квалифицированных кадрах и увлеченных людях.
Совершенствование методики преподавания факультативных курсов должно быть направлено на усиление внимания к самостоятельным работам учащихся с натуральными объектами (проведение опытов, наблюдений, самонаблюдений), с изобразительной наглядностью, с учебником и научно – популярной литературой.
Особенно перспективны факультативные курсы, которые проводит учитель совместно со специалистами, когда занятия организуются не только в классе, но и в научно – исследовательских институтах, на селекционных станциях, биологических кафедрах педагогических институтов, в заповедниках и т.д В этом случае учащиеся знакомятся с методами научного исследования, включаются в проведение эксперимента, становятся причастными к исследованиям. Новые требования по совершенствованию факультативов выдвигаются реформой школы.
Таким образом, система внеклассных занятий, факультативных курсов по биологии позволяет значительно углубить биологические знания учащихся, привить им практические и общеучебные умения, содействовать формированию их научного мировоззрения, улучшить профессиональную подготовку и укрепить профессиональные устремления с учетом своих способностей и склонностей (Зверев, Мягкова, 1985).
1 2