Развитие умений и навыков исследовательской деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ
Воспитательные:
формирование научного мировоззрения на основе знаний связи строения и выполняемой функции. Осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.
Развивающие:
продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, правильно выполнять рисунки.
МЕТОДЫ:
Словесный –
рассказ с элементами беседы.
Наглядный –
демонстрация таблиц, муляжей, раздаточного материала (фиксированные цветки), иллюстраций учебника.
Практический –
лабораторная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
таблицы, модели, иллюстрации, фотографии, фиксированный материал, препаровальные иглы, лупы.
ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
В:
- Что вы изучали на предыдущем уроке?
О:
- Видоизменения побегов.
В:
- Что же такое побег?
О: -
Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.
В:
- Какие видоизменения побегов вы знаете?
О:
- Корневища, клубни, луковицы.
УЧИТЕЛЬ:
- У растений существует еще один видоизмененный побег, который может быть разнообразным по форме, окраске и который всегда радует наш глаз. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки (таблицы). Что вы видите? (Демонстрация иллюстраций цветов: см. Приложение 2).
О:
- Цветок.
В:
- Каких растений?
О:
- Тюльпана, яблони, ландыша, шиповника.
В:
- А этот цветок принадлежит какому растению?
О:
- ?
УЧИТЕЛЬ:
- Этот цветок принадлежит не очень распространенному в нашей местности растению – калине обыкновенной.
И вот цветок является тоже видоизмененным побегом. Как вы поняли, на сегодняшнем уроке мы будем изучать еще один видоизмененный побег – цветок. Запишите тему урока: «ЦВЕТОК И ЕГО СТРОЕНИЕ».
И целью нашего урока будет изучение строения цветка и выяснение его значения для жизни растения.
В:- Из чего развивается побег?
О:
- Побег развивается из почки.
УЧИТЕЛЬ:
- И цветок тоже развивается из почки. И, как вы видите, он может располагаться и на главных, и на боковых побегах.
(Демонстрация различных положений цветков –
на верхушке и на боковых побегах)
УЧИТЕЛЬ:
- Давайте дадим определение – что такое цветок и запишем его в тетрадь.
О:
- ЦВЕТОК – это видоизмененный укороченный побег…
УЧИТЕЛЬ: - служащий для семенного размножения.
Для изучения строения цветка мы с вами откроем научно – исследовательскую лабораторию, в которой будут существовать различные отделения, занимающиеся рассмотрением вопросов, связанных с этим очень важным генеративным органом. Так, запишем в тетрадь: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №… Тема: «Изучение строения цветка»
на примере цветка калины.
Для этого мы должны выбрать контингент научных работников, которые будут осуществлять работу в этих отделах. Итак, каждый отдел будет носить специальный характер:
1 отдел:по изучению околоцветника.
2 отдел:
будет изучать строение тычинок и пестика.
3 отдел:
изучает виды цветков и деление растений на однодомные и двудомные.
Необходимо отметить одну особенность калины. Зацветает она в первой половине июня. Сначала распускаются крупные белые цветки по периферии щитка.
(Демонстрация фотографий)
СОЦВЕТИЯ КАЛИНЫ:
СОУЗГА
УЛЬГЕНЬ
8 - 37
Эти цветки бесполые (стерильные) и служат для привлечения насекомых – опылителей.
(Демонстрация фотографий):
СТЕРИЛЬНЫЕ ЦВЕТКИ КАЛИНЫ:
СОУЗГА
УЛЬГЕНЬ
8 - 37
Затем раскрываются мелкие цветки внутри соцветия, строение которых мы и будем изучать в ходе нашей лабораторной работы.