Методика преподавания темы “Внутреннее строение стебля в курсе ботаники средней школы”
В четвертых, в стебле откладываются запасные вещества (запасающая функция
). Запасающие клетки у многих деревьев находятся в основном в сердцевине. Учащиеся должны лезвием разделить имеющиеся у них побеги пополам, отделить сердцевину и отметить ее мягкость и рыхлость. Кроме сердцевины, запасающие клетки находятся в лубе, древесине и наружном слое коры (который находится между пробкой и лубом). В конце объяснения следует подытожить: стебель имеет следующие основные части - кожица или пробка; кора, состоящая из внешней части и луба; камбий, древесина и сердцевина. В состав луба входят ситовидные трубки, клетки спутницы, лубяные волокна и запасающие клетки. В состав древесины - сосуды, древесные волокна и также запасающие клетки. На объяснение отводится примерно двадцать минут. Затем учащимся дается задание - рассмотреть поперечный срез стебля (готовый препарат ветки липы) под микроскопом. Они должны найти основные части стебля. Некоторые авторы (Кузнецова, 1985, 1991) при работе с микроскопом дают задание зарисовать часть среза в тетради. Учитывая небольшое количество микроскопов в школах и нехватку времени на уроке, мы ограничиваемся рассматриванием препаратов. В оставшееся время учитель объясняет домашнее задание. Т. к. природный материал по данной теме легко доступен (ветви деревьев), можно этим воспользоваться для изготовления наглядных пособий. Как уже указывалось, в расчете на каждого учащегося раздаются кусочки веток деревьев в конце урока. Дается задание прикрепить расчлененные части побега на картон и подробно написать о строении и функциях каждой ткани. Также нужно будет на клеточном уровне нарисовать участок поперечного сечения стебля. Чтобы стимулировать работу, можно объявить конкурс лучших работ. Обязательно следует отметить, что для работы ни в коем случае нельзя ломать ветви живых деревьев. Лучше всего учителю изготовить материал самому.
Урок 2. Сравнение внутреннего строения древесного и
травянистого стеблей. Рост стебля в толщину.
В начале проводится контроль знаний, полученных на прошлом уроке. При этом можно использовать следующие варианты:
1. Рассказ у доски по таблице.
2. Рисунок поперечного среза на доске.
3. Составление схемы на фланелеграфе.
4. Фронтальный опрос.
Работу по карточкам в данном случае лучше не использовать, т. к. учитель не сможет быстро понять, насколько хорошо класс усвоил новую тему. Карточки можно предложить только сильным ученикам. Можно провести небольшой тест. Например:
1. Из чего состоит древесина?
а) Из сосудов
б) Из ситовидных трубок
в) Из волокон
г) Из сосудов и волокон
2. Из чего состоит луб? (Аналогично)
3. Какие элементы из перечисленных состоят из живых клеток?
а) Сосуды
б) Ситовидные трубки
в) Волокна
г) Пробка
4. где находится камбий?
а) Между древесиной и лубом
б) Между лубом и корой
в) В сердцевине
5. Какие клетки осуществляют механические функции в стебле?
а) Волокна луба
б) Волокна древесины
в) Камбий
г) Сердцевина
И так далее.
Перед началом объяснения учитель задает проблемный вопрос: как вы думаете, насколько отличаются по внутреннему строению стебли древесины и травянистых растений?
Для объяснения потребуются крупные таблицы с разрезами стеблей. Желательно, чтобы были представлены примеры травянистых растений как с циклическим, так и с пучковым строением стели. Для большей наглядности можно использовать комнатные растения и заранее заготовленные побеги деревьев.
В первую очередь внимание учащихся обращается на то, что травянистые стебли выполняют те же функции, что и древесные. Следовательно, они будут обладать сходным строением. Но в то же время древесные и травянистые растения существенно различаются. Древесные стебли несут большую массу веток, листьев и живут неопределенно долгое время. Травянистые стебли наоборот, имеют немного боковых побегов и существуют в основном только в теплое время года. Как это сказывается на внутреннем строении? Некоторые функции у древесных стеблей усилены. Древесные стебли должны быть толстыми и прочными, обладать большой массой проводящих и механических тканей, чтобы питать и поддерживать всю массу кроны. За счет чего образуются эти ткани? За счет работы камбия. Т. о., у всех древесных растений хорошо выражен и активен камбий. У травянистых растений камбий выражен далеко не у всех, или работает не долго, пока живет стебель, так что он не успевает образовать большой массы проводящих тканей.