Методика преподавания темы “Внутреннее строение стебля в курсе ботаники средней школы”
Далее, древесным стеблям приходится зимовать, поэтому они должны защищать себя от низких температур и потери воды. В связи с этим у них образовалась мощная покровная ткань - пробка, состоящая из укрепленных оболочек мертвых клеток. Перед травянистыми растениями такая проблема не стоит, поэтому их стебли (так же, как и листья), покрыты эпидермисом. А так как эпидермис тонок и прозрачен, то клетки под ним имеют возможность осуществлять фотосинтез и содержат пластиды. Поэтому травянистые стебли, за редким исключением, зеленого цвета. Нужно отметить, что все молодые древесные побеги имеют черты строения травянистых растений.
Можно привести несколько примеров, свидетельствующих о том, что принципиальные отличия между ними возникают благодаря более длительной работе камбия у деревьев. У некоторых видов травянистых растений ученые искусственно продлевали жизнь стебля и работу камбия. В результате стебель приобретает черты строения древесного типа. Подсолнечники, выросшие в хороших условиях на Кавказе, имеют древесную структуру стебля. Многие виды, родственные нашим травянистым растениям, в тропиках - типичные деревья (фиалки, крестовники). Ученые считают, что травянистые растения произошли от древесных. Объяснение данного материала должно занять 15 минут.
Затем учитель переходит к следующему вопросу. Мы считаем, что при объяснении внутреннего строения стебля надо обязательно коснуться материала о связи проводящих систем листьев и стебля. Лишние подробности лучше не вводить, стоит ограничится информацией о том, что проводящие пучки листа в области узла встраиваются в состав проводящей ткани стебля и направляются вниз, в корень. Это говорит о целостности проводящей системы всего растения.
Оставшееся время отводится на изучение роста стебля в толщину. школьники должны вспомнить, как стебель растет в длину, где находится точка роста, как человек умеет управлять ростом стебля в высоту. Затем учитель задает вопрос о строении и работе камбия (материал прошлого урока).
Далее учитель рассказывает о влиянии на работу камбия окружающих условий. После этого учащимся дается задание: по имеющимся на столах спилам деревьев определить возраст деревьев и условия их произрастания. Для возможного контроля за работой учащихся спилы следует заранее пронумеровать. В завершении учитель говорит о том, что по годичным кольцам можно составить своеобразную “летопись” о деревьях и кустарниках, поэтому деревья-долгожители следует строго охранять. В нашей стране такие деревья взяты на учет и охрану государства.
На дом дается задание заполнить таблицу:
Часть стебля |
Какими тканями образована |
Какие элементы ее составляют |
Функции |