Внекласное занятие по нодальной анатомии.
Помимо изучения школьной темы анатомия стебля мы предлагаем вариант внеклассного занятия по нодальной анатомии.
Понятие и вопросы нодальной анатомии, в следствие своей сложности, не включаются в школьный курс ботаники. Однако нодальная анатомия содержит интересный материал и позволяет наглядно показать учащимся единство тканей стебля и листьев. Мы считаем, что занятие по нодальной анатомии следует включить в программу факультативного или внекласного занятия. Причем в качестве исследуемого материала можно использовать один из видов колокольчиков, т. к. колокольчики имеют циклическое строение стели с вторичным утолщением. Это сходно со строением древесных стеблей, которые учащиеся подробно изучают на уроках.
Перед занятием, в расчете на каждого человека, раздаются побеги растения, лезвия, кусочки пенопласта, предметные и покровные стекла, реактивы (флюроглюцин и HCL). В начале занятия проводится краткая вступительная беседа с учениками. В ходе беседы встречаются новые для учащихся термины, которые необходимо объяснить и даже записать в биологический словарик школьника.
Учитель говорит, что нодальная анатомия - это наука, изучающая строение узлов у различных растений. Структура узла у сходных растений так же сходна и не меняется в различных окружающих условиях. Поэтому данные нодальной анатомии используются в систематике, в определении растений и установлении их исторического развития. Далее обсуждается строение узла. В каждом узле в стебель внедряется лист и его проводящие пучки. В нодальной анатомии проводящие пучки (сосуды и ситовидные трубки) листа, входящих в стебель, называются листовыми следами. У многих растений в стебле сосуды и ситовидные трубки так же расположены отдельными пучками. В этом случае листовые следы просто встраиваются между ними и направляются вниз, в корень. У других растений дело обстоит сложнее - у них сосуды и ситовидные трубки расположены непрерывными слоями. В этих слоях при приближении листового следа сосуды и ситовидные трубки расходятся, образуя прорыв или лакуну. В эту лакуну встраивается листовой пучок. При объяснении необходимо пользоваться заранее подготовленной таблицей.
Затем учитель подробно объясняет методику проведения работы. Целесообразно приготовить инструктивные карточки
:
1. Участок побега, примерно на том уровне, где вы собираетесь делать срезы, поместите между двумя одинаковыми кусочками пенопласта и возьмите в одну руку.
2. Другой рукой, лезвием, движением на себя сделать тонкий срез, начиная от края пенопласта.
3. Препаровальной иглой перенести срез на предметное стекло в каплю воды.
4. Аналогично сделать срезы на разных уровнях узла.
5. На предметные стекла нанести каплю флороглюцина и соляную кислоту.
6. После окрашивания срезов в красный цвет фильтровальной бумагой убрать реактивы, нанести каплю воды и накрыть препарат покровным стеклом.
7. Рассмотреть препараты под микроскопом и схематично зарисовать.
Учащиеся делают срезы в области междоузлия и на разных уровнях в области узла. На срезе междоузлия учащиеся должны отметить эпидермис (кожицу), кору, проводящую систему (луб и древесину), сердцевину. В области узла отмечается слияние первичных тканей стебля и листа, движение листового пучка, образование лакуны в проводящей системе стебля, внедрение листового пучка и восстановление первоначальной формы стебля. В конце занятия делается вывод о единстве и целостности тканей стебля и листа.
3. Результаты методического исследования.
В процессе проведения внеклассного занятия
· расширяется интерес учащихся
· повышается успеваемость всех учащихся посетивших внеклассное занятие
· посетившие занятие заинтересовывают не ходивших на занятие, тем самым развивая взаимопомощь и коллективное взаимодействие.
· как результат всех выше перечисленных пунктов повышается общая успеваемость в классе.