Шпаргалки по биологии
4. Сходство и различия способов видообразования.
Их основа — движущие силы эволюции. Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций. Экологическое видообразование связано с заселением особями вида разных экологических условий, возникновением биологической изоляции.
2.
1. В. И. Вернадский — русский ученый, создатель учения о биосферекак об особой оболочке Земли. Основоположник биогеохимии, которая изучает химию Земли и химию живого, их взаимосвязи. Вернадский о ведущей роли живого вещества в преобразовании биосферы, о ноосфере. Необходимость изучения роли и места живых организмов в целом на планете для познания присущих биосфере закономерностей.
2. Живое вещество, или биомасса,
— совокупность всех живых организмов на Земле, способность живого вещества к воспроизводству и распространению на планете — причины всюдности жизни, ее плотности и давления, борьбы организмов за пищу, воду, территорию, воздух.
3. Постоянное взаимодействие живого вещества с окружающей средой в процессе обмена веществ:
поглощение организмом различных элементов (кислорода, водорода, азота, углерода, фосфора и др.), их накопление, а затем выделение (частично при жизни и после смерти).4. Устойчивость биосферы.Биологический круговорот — основа целостности и устойчивости биосферы. Энергия Солнца — основа биологического круговорота. Космическая роль растений — использование энергии Солнца на создание органических веществ из неорганических, распространение органических веществ и энергии по цепям питания.
5. Биогеохимические функции живого вещества:
1) газовая — в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, в процессе дыхания все организмы выделяют углекислый газ, клубеньковые бактерии используют атмосферный азот; 2) концентрационная — организмы поглощают различные химические элементы, накапливают их (иод — водоросли, железо, сера — бактерии); 3) окислительно-восстановительная — происходит окисление и восстановление ряда веществ с участием организмов (образование бокситов, руды, известняков); 4) биохимическая — ее проявление в результате питания, дыхания, разрушения и гниения отмерших организмов.
6. Влияние деятельности человека на круговорот веществ
(химической промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.). Отсутствие в биосфере механизмов, способных восстановить равновесие, нарушаемое деятельностью человека. Проблемы: озоновые дыры и возможные последствия; производство большого количества энергии, загрязнение
атмосферы и возможное потепление климата; увеличение численности населения и проблемы питания.
7. Сохранение равновесия в биосфере
— проблема всего человечества, необходимость ее решения. Проведение мониторинга, рациональное природопользование, сокращение норм потребления и др.
3.
Надо определить генотип либо одного из родителей, либо гибридного потомства, либо расщепление признаков во втором поколении. Для этого следует записать схему скрещивания: выписать известные генотипы родителей, образуемые ими гаметы, генотипы потомства, сопоставить с фенотипами и определить неизвестный генотип. Например, надо определить генотип потомства при скрещивании растений гороха с желтыми и зелеными семенами: известно, что особь с желтыми семенами гетеро-зиготна, желтый цвет — доминантный, а зеленый — рецессивный. Схема скрещивания будет выглядеть так:
Р Аа х аа Гаметы А, а х а, а
аа, аа 1
Аа, Аа, 1
Ответ: одна часть потомства будет гетерозиготна, имеет желтые семена, вторая — равная первой — часть гомозиготна по рецессивному признаку и имеет зеленые семена.